При слове «пробка» у большинства читателей возникает ассоциация с давно известными предметами — затычки в винных и шампанских бутылках, в термосах, рыболовные поплавки и буи, рукояти удочек и теннисных ракеток... вот вроде и все. И мало кто подозревает, что этот изумительный по своим свойствам материал уже давно используется и в других отраслях народного хозяйства, и в первую очередь — в строительстве.
Пробка времен фараонов
Прежде чем рассказать об этом удивительном материале, совершим экс-курс вглубь истории. Пробку стали активно применять в Древнем Египте, Древней Греции и Риме — ею закупоривали амфоры с маслом и вином, с ее помощью изготавливали сандалии, поплавки для рыбацких сетей и пр. Многочисленные археологические раскопки подтверждают, что эти изделия хорошо сохранились до наших дней.
В XIII веке европейцы стали покрывать пробкой крыши домов и использовать ее в судостроении. Уже тогда принимаются первые законы о защите посадок пробковых деревьев.
В конце XVII века бенедиктский монах Пьер Периньон из Шампани заново изобретает способ пробочной закупорки бутылок с шипучим вином — уже поняли, каким. Наконец, на исходе XIX века началось промышленное использование материала — в 1891 году американец Джон Смит разрабатывает технологию изготовления плит из агломерированной пробки. В России пробковые плиты появились в это же время и стали применяться для тепловой изоляции холодильников.
Подноготная пробки
Пробкой называется пузырчатая растительная ткань или кора пробкового дуба семейства каштановых — quercus suber. Половина мировых запасов пробки находится в Португалии, но пробковый дуб произрастает и в приморских средиземноморских странах — Испании, Италии, Марокко, Алжире и Тунисе. Попытки культивирования пробкового дуба в других частях земного шара успеха не принесли, растение оказалось весьма капризным. Но мало кто знает, что более ста лет назад на Дальнем Востоке был найден и изучен полный аналог пробкового дуба — пробконос (или амурский бархат). С 1928 года в СССР началось систематическое культивирование этого растения. Оказалось, что амурский бархат без особых проблем может расти к югу от линии С. -Петербург — Вятка — Екатеринбург — Транссиб — Хабаровск — Николаевская Гавань. В 1970-х годах в стране производилось более 500 видов пробковых изделий.
Итак, пробка — это натуральный природный нестареющий материал. Ячейка, из которой состоит проб-ка (их приблизительно 40 млн. в каждом куб.см), состоит из минимального количества твердого вещества и максимального количества воздуха. Весьма необычен и состав стенок ячейки. Каждая состоит из 5 слоев: два слоя клетчатки, к которым прилегает воздух, находящийся в ячейке, два плотных и жирных слоя, не проницаемых для воды и заключительный древесный слой, придающий ячейке жесткость и конечную структуру.
Изделия из пробки легки, прочны на сжатие и изгиб. Материал не поддается усадке и гниению, пробка легко режется, на нее не действуют щелочи, она очень долговечна. Пробка хорошо изолирует тепло, поглощает звук, не накапливает пыли, имеет антиаллергические свойства. Она никогда не покрывается плесенью, не проводит электрический ток и не накапливает статическое электричество. Материалы из пробки не горят, а только тлеют (при наличии источника открытого огня). При тлении пробка не выделяет ни фенолов, ни формальдегидов.
Технология добычи пробки оригинальна и главное — не наносит ущерба самому дереву. На специально выращиваемых плантациях деревья при достижении определенного возраста (примерно 25 лет) окоряют (снимают кору) по всей поверхности ствола. После снятия коры дерево опять постепенно обрастает корой, которую через несколько лет снова можно снимать. Собранная пробка укладывается прямо на плантации в ряды и сохнет несколько месяцев. Затем ее отвозят на завод, где кипятят в особом растворе. В течение месяца пробку выдерживают в темном подвале.
Затем выпускаются плиты — на основе дробленой пробки с органическим связующим, а также типа «агломерат», где пробковая крупа без добавления связующих прессуется при температуре +300оС. Выделяющееся при этом клеящее вещество суберин склеивает частицы между собой. Наличие в структуре материала суберина приводит к тому, что проб-ка становится не проницаемой для жидкостей и газов.
Замысловатый рисунок под ногами...
Познакомившись детально со свойствами пробки, человечество задумалось о более широком использовании этого чудесного материала. И такое применение нашлось — это декоративная отделка и теплоизоляция. В первую группу вошли напольные, настенные и потолочные покрытия.
Напольные покрытия из натуральной пробки сохраняют все естественные качест-ва материала: экологичность, способность совмещать в себе красоту дерева, тепло и мягкость ковровых покрытий, прочность и стойкость линолеума. При давлении на пробковый пол, будь то кратковременное действие каблуков или же продолжительное действие тяжелой мебели, пробка амортизирует и принимает свою первоначальную форму, как тривиальная затычка из-под шампанского. Благодаря упругому действию миллионов пробковых клеток, любое передвижение становится бесшумным. А ходьба по пробковому полу оказывает благоприятное влияние на опорно-двигательный аппарат.
Антиаллергические свойства пробки позволяют использовать покрытия не только в жилых и производственных помещениях, но и в поликлиниках, больничных комплексах, детских учреждениях и пр. Если же пробковое покрытие установить на стены (на потолок) или на пол, то оно защищает от воздействия радиации. Сегодня напольные пробковые покрытия по способу укладки подразделяются на два типа — стандартные клеящиеся и «плавающие» полы.
Стена, созданная природой
Стены, оклеенные листами агломерированной пробки, обладают не только хорошими тепло- и звукоизоляционными качествами, но и прекрасными акустическими свойствами. Именно по этой причине пробковые настенные покрытия часто используют не только в многоквартирных домах, но и в звукозаписывающих студиях и концертных залах. Они устраняют эхо и, как никакой другой материал, снижают шум между этажами и комнатами.
По мнению специалистов, пробковые стены обладают и благоприятными биоэнергетическими свойствами, защищая человека от вредного воздействия геопатогенных зон и ослабляя уровень аномальных излучений. Часто применяют пробку и для отделки наружных стен, особенно в современных блочных домах. Благодаря уникальной структуре шпон не подвержен старению, не требует особого ухода, а также не впитывает запахи (например, сигаретный дым).
Еще один плюс — прекрасные антиконденсационные свойства. Благодаря своей пористой структуре, пробка действует как великолепная защита от пара, препятствуя возникновению конденсата, коррозии и плесени.
Многообразие интерьеров и свобода их сочетания дают огромные возможности дизайнерам. Эти плитки, помимо невысокой теплопроводимости, обладают так называемой «собственной теплотой» — при соприкосновении с поверхностью пробки мы чувствуем тепло. Свои прекрасные изоляционные свойства пробка от «Пробкового Дома» сохраняет в большом диапазоне температур, благодаря чему стабилизирует температуру и влажность воздуха, что положительно влияет на микроклимат помещений.
Безусловное положительное качество пробки, независимо от того, где и кем она производится, это то, что покрытия из нее монтируются без особого труда. Это не требует ни специальных инструментов, ни профессиональных навыков. Достаточно иметь карандаш, мерку, клей, техническое острие — и пробковые полы/стены можно укладывать самостоятельно.
Только факты:
— Для изготовления 45 квадратных метров дубового паркета необходимо спилить два пятидесятилетних дуба. Чтобы изготовить 20 квадратных метров сосновых панелей — нужно срубить три сорокалетние сосны. Изготовить такое же количество паркета и панелей из пробки можно, не уничтожая ни одного дерева.
— Пробкой отделаны такие представительские здания, как аэропорт в Гетеборге, Нью-Йоркская Национальная библиотека, представительства компаний IBM, Ericsson, Volvo, Ives Roshe.
— В строительстве для теплоизоляции зданий в России пробка стала применяться почти сто лет назад — Москва (1906 год) и Санкт-Петербург (1913 год). Российские купцы завозили пробкового сырья на 3 миллиона царских полновесных рублей, а продавали готовой продукции на 6 миллионов. А сегодня подобные технологии преподносятся некоторыми западными фирмами как ноу-хау в строительстве.